В то время, когда Google сделал доступным любой уголок пространства и любую информацию в любой момент времени, люди все больше интересуются точкой. И чем меньше точка, тем больший интерес она способна вызвать.
Так сложилось, что история фотографии — это во многом ее приближение ко все более интимным территориям личности. Побывав на Кубе в 2006 году, я хорошо представлял себе разные города и общий ритм их жизни, и теперь мне казалось важным вернуться туда, чтобы ограничить себя пределами Гаваны и заглянуть в малые пространства отдельных людей. Мне было важно сделать это сейчас, когда многие на Кубе не только говорят о неких грядущих переменах, но точно не представляют себе, что именно изменится и будут ли эти перемены со знаком плюс или минус — хотя и на этот вопрос можно дать весьма различные ответы.
Вообще говоря, с точки зрения фотографа время всегда несет с собой знак минус, поскольку постепенно стирает то, что когда-то было объектом съемки. Фотография не может ничего сохранить, но может помочь нам запомнить. В моем случае — запомнить меняющиеся личные уголки Гаваны. Так появилась идея гаванских «Портретов по дороге»: каждый день я прокладывал по Гаване ориентировочный маршрут и по дороге знакомился с людьми на улице. Иногда Хозефина, у которой мы жили, сводила нас со своими соседями.
Гавана — это постоянное движение, которое подчеркивается и цветом, даже в сравнительно статичном кадре. Благодаря тому, что жизнь здесь проходит при открытых окнах и дверях, большинство портретов снято на улице или в двух шагах от нее — и в этом смысле тоже on the road. Моей задачей было сделать портрет человека в его среде, после чего отыскать характерную деталь, которая должна составить пару с портретом и дополнить его. Иногда это была деталь, не вошедшая в первый кадр, иногда предметы появлялись в двух кадрах под разными ракурсами. Порой я использовал иллюзию приближения, показывая во втором кадре более крупным планом предметы, уже снятые в первом, и так далее. Все это служит для создания эффекта разглядывания и помогает зрителю попасть «в гости» к каждому и визуально ощупать пространство.
В интерьерных портретах отыскать «говорящий» фрагмент сравнительно легко, на улице выбрать частную деталь в общем — непросто. Я пытался охватить как можно больше разных профессий и занятий, и у каждого спрашивал имя, стараясь снимать личность, а не типаж.
Кроме того, в «Портретах по дороге», разумеется, есть намек и на другое on the road, другую дорогу — ту, в которой находится фотограф, работая над любой темой.
0 комментариев
Ваш комментарий