Alexey_the_Wood_Spirit_Tutaev_Russia_2011

Алексей, «леший» из Красного бора, Тутаев, 2011

«Чем более ты специфичен, тем более общим высказыванием это будет смотреться», говорила Лизетт Модел Диане Арбус, убеждая ее, что обширный человеческий опыт может быть считан с одного-единственного лица.
Фотография считывается на нескольких уровнях, быстрее всего — как эмоция и как сюжет.

Уровень эмоции — это некий заряд, который несет в себе фотография и который считывается почти моментально, возникает до осмысления и не всегда логически обоснован. Мы считываем общую тональность отпечатка и универсальные коды задолго до осмысленного прочтения фотографии. Моментально считывается, скажем, выражение лица: ликование, страдание, задумчивость и прочее.

Уровень сюжета — это уровень понимания того, что изображено, ответ на вопрос «Что мы видим?». Как правило, в целом ответ ясен, сложности возникают лишь в процессе разглядывания, распознания различных предметов, считывания мелких деталей, которые означают нечто, влияющее на общее восприятие работы.

Возвращаясь к цитате Модел выше, скажем, боль одного человеческого лица становится «пиктограммой» боли всего человечества, легко считываемой зрителем.

В жизни каждый отчасти является личностью, а отчасти типажом, и фотография лишний раз напоминает нам об этом: на первый взгляд раскрывается типаж, но если приглядеться, можно догадаться о проявлениях личности.

Если говорить о портретной фотографии, зачастую она невольно служит инструментом типизации. Если в реальности мы типизируем человека лишь на первый взгляд, но затем имеем возможность дополнить этот образ в процессе дальнейшего наблюдения, то фото никогда не дает нам подобного шанса, показывая нам лишь ничтожно мелкий застывший момент и не позволяя его «расширить», исключая живой диалог: фотографии по природе своей — немые.

Парадокс: обладая колоссальной точностью в передаче деталей, фото не сравнимо со словом в точности передачи мысли и всегда подразумевает различные прочтения, в зависимости от индивидуального опыта зрителя.

Алексея — «лешего» (по словам местных) из Красного бора — я встретил у одного из храмов в Тутаеве. Меня зацепил этот образ крестьянина, простого мужика, какой-то абсолютно классического, беспросветно вневременного. А потом он оказался задумчивым, скромным и настолько чувствительным, что, когда я в следующий приезд привез ему фотографию, он произнес только: «Это… Мне… Мне же никогда… Никогда». И слеза на его щетине зацепила меня снова.

PDF эссе из Digital Photo для скачивания:

Digital_Photo_Essays_on_Photography_Type_or_Personality_by_Gordasevich

Метки: ,

0 комментариев

Комментарии для этой страницы отключены.