Дядя Жора, Белев, 15 мая 2013
Дубли. Схожие снимки одной сцены, между которыми фотограф выбирает. Какой из них лучше передает ощущение фотографа от объекта съемки?
Аведон как-то сказал, что портретируемый хочет передать в кадре нечто свое ничуть не меньше фотографа, но контроль над кадром – в руках последнего. Если посмотреть контактные листы Дианы Арбус, становится ясно, что она выбирала и от чего отказывалась. И так же ясно, что сами портретируемые с большой вероятностью выбрали бы другие кадры – если выбрали бы вообще.
У фотографа и у портретируемого – у каждого своя тема. Иногда фотограф ухватывает тему в объекте и раскрывает ее, иногда объект вуалирует ее, скажем, улыбкой.
В этот день дяде Жоре было 80 лет. Всю жизнь он отличался большой физической силой и выносливостью. Много лет он валял валенки, потом работал кочегаром. Теперь, после инсульта, силы медленно покидали его, а он отшучивался, как мог. «Морская пехота, — говорил дядя Жора, — Сто прошел – еще охота». Но в какой-то момент не сдержался: ему было тяжело, и я успел это снять.
Уверен, что сам дядя Жора выбрал бы верхний кадр, но для меня в нем мало пронзительности, все слишком спокойно – и история сразу заканчивается. И я выбираю нижний кадр, более жесткий, но неоднозначный – а для дяди Жоры оставляю верхний.
Тема дяди Жоры – его жизнь, и как с ней справиться. А для меня – время, и что оно делает с нами. Обе темы изъезжены, но обе занимают нас каждый день.
PDF эссе в Digital Photo для скачивания:
0 комментариев
Ваш комментарий