Москва, лето 2010
Лишая объекты съемки привычных цветов, черно-белое изображение создает не существующие – или не каждому видные в цветной действительности — диалоги форм и линий. Живое, неживое, гибкое, жесткое, большое и малое вписываются друг в друга в разнообразных сочетаниях, схожие формы множатся и, лишенные цвета, предстают как структуры, открывающие незамеченный ранее смысл. Черно-белая фотография как бы уравнивает объекты в их правах на форму, в ее демонстрации, в диалоге очертаний. То, что в цвете казалось “из разного теста”, в черно-белом виде сплавляется в один единый замес.
Возможно, именно с понятием структуры связано распространенное мнение о том, что черно-белая фотография отлично подходит для портрета и дает в нем больше характера, чем просто внешности. Характер, по сути, это невидимая структура человека, поэтому можно предположить, что, убирая привычную для глаза цветную составляющую, черное-белое изображение заставляет зрителя задуматься о том, что: а) оно почему-то не цветное; б) ему показывают явно не сам объект, а, скорее, некий «сухой остаток» этого объекта.
Цвет, в целом, привычен зрителю, причем глаз различает сравнительно небольшие отклонения от знакомых каждодневных цветов и фиксирует их как неестественные, в то время как очень различные черно-белые изображения, будь то сравнительно мягкая печать работ Картье-Брессона или отчаянное chiaroscuro Юджина Смита, смотрятся равно в пределах нормы.
Со временем фотограф, работающий с ч/б, учится распознавать перекличку форм и линий и быстро реагировать на них в процессе съемки, а при печати – подчеркивать замеченное и заставлять его работать, притягивать глаз, стать объемным на плоском отпечатке.
Во время пожаров вокруг Москвы в 2010 году и сильного задымления в городе я наблюдал за людьми в центре и заметил эту девушку, которая с компанией друзей шла по мосту в сторону Красного октября. Вдруг она отделилась от других и подошла к литым перилам, босоногая, с пластикой шляпы и одежды, неожиданно похожей на изгибы чугуна – она облокотилась на литье и стала вылитой его частью.
PDF эссе из Digital Photo для скачивания:
Digital_Photo_Essays_on_Photography_Different_by_Gordasevich
0 комментариев
Комментарии для этой страницы отключены.