Россия, Черноусово, 2010
Снимая повседневную жизнь, фотограф распознает ее отдельные проявления и оформляет в виде плоских изображений. Эти изображения основываются на одной реальности, но сами становятся частью другой, хотя многим так не кажется. Скажем, фотографический отпечаток с Кубы превращается в часть интерьера парижской гостиной.
Каждое изображение, по сути, очень частное представление об объектах съемки, не более того. Это показ происходившего с единственной точки, усечение реальности и лишение ее движения. Насколько бы ни был объектив широкоуголен, кадр всегда вмещает лишь часть происходившего, часть ощущений, часть проявлений окружающего. К счастью, как известно, часть иногда говорит о целом больше, чем само целое.
Нам привычно определять реальность пятью чувствами, но фотография задействует из них лишь одно – зрение. Обоняние, осязание, слух, вкус – во всем этом фотография бессильна. Фото китайской улицы не дает нам представления о тамошних запахах, точка съемки – о проделанном к ней пути, а то, что мы наблюдаем – о том, от чего мы отвернулись. Даже самая свободная фотография – не более чем цепочка отказов. И вопрос о том, что мы выбираем, в фотографии не более важен, чем решение о том, от чего мы отказываемся. Отчасти поэтому объем значений фотографии никогда не может быть одинаков для фотографа и зрителя.
Ржавчина машины становится непрощупываемой на гладкой бумаге, сырость не оставляет на пальцах влаги, снег принимает температуру комнаты и не тает, в воду ничего нельзя окунуть, а глядя на какую-нибудь затерянную между зажженных фонарей улицу, мы вдыхаем дневной воздух в совершенно иной точке света.
Странно, что все это отчего-то кажется на снимке столь реальным.
PDF эссе в Digital Photo для скачивания:
Digital_Photo_Essays_On_Photography_Flat_&_Unreal_by_Gordasevich
0 комментариев
Ваш комментарий