Мьянма, озеро Инле, 2013
В одном из своих альбомов Максим Кантор, рассуждая о том, является ли Россия частью Европы, высказывает предположение, что часть вряд ли может быть больше целого. Можно предположить, что в геометрическом и пространственном смысле этот афоризм не вызовет ожесточенных споров, но так ли это в нарративном плане?
В окружающем мы привыкли видеть объекты в их целостности, не разбивая их на части. Именно поэтому в семейных альбомах так много общих видов людей, зданий, — любых объектов съемки. Интересно при этом, что распознание объекта часто происходит по характерной детали: так мы узнаем близких по походке, наклону головы, а если нас попросить нарисовать корову, с уверенностью изобразим рога, а не менее “оригинальные” копыта. Даже если отдельные детали порой привлекают внимание, построить на них кадр удается далеко не всегда.
А жаль. Ведь иногда часть может рассказать о целом едва ли не больше, чем само целое. Деталь позволяет нам расслышать вещи и события второго плана, увидеть то, что потерялось бы на общем виде, придумать себе окружение и смысл.
Предположим, что этот кадр из Мьянмы включал бы лица. Что изменилось бы? Более просто считывалась бы раса, угадывался бы регион. Но, что важнее, мы считывали бы настроение в основном по выражению лиц, а руки “говорили” бы существенно тише. А между тем, связь этих двух людей – маленького и большого – теснее всего в руках, а не в относительно далеких друг от друга и слишком конкретных лицах.
Эта связь и более плотная, и более контрастная за счет размеров кистей рук, оттенков кожи, за счет движений пальцев и контраста напряжения и расслабленности. Все это – очень простые вещи, и простые детали бесхитростно рассказывают нам о них. Так что-то, возможно, становится более универсальным: мы не привыкли различать людей по рукам, как по лицам, и кадр может начать рассказ не о конкретных людях, а о неком состоянии, понятном для всех.
Возможно, у кого-то возникнет большее желание “примерить кадр на себя”, а настроение будет подсказываться не улыбкой снимаемых или ее отсутствием, а более абстрактными светом и ракурсом.
PDF эссе в Digital Photo для скачивания:
0 комментариев
Ваш комментарий