Birds_China_Guizhou

Китай, Шидонг, 2007

Одна из основных проблем в восприятии фотографии – понятность или даже знакомость изображенных объектов. Распознавая снятое и называя его сам для себя, зритель неосознанно, но моментально классифицирует его. “Мне понравилась фотка, где чуваки в машине сидят, и дверь так открыта»; «Там еще дорога вдаль уходит»; «Дед сухощавый – офигенный, с таким взглядом» — и так далее: мы вынуждены как-то описывать изображения, и делаем это, ссылаясь на изображенные объекты съемки.

Если допустить, что у фотографии есть не только материал — объект съемки, но и тема, то как раз тема не всегда считывается из изображения автоматически. И вроде бы, в теории многим понятно, что фотография может быть совсем не об объекте, а лишь с участием объекта, однако на практике и фотограф, и зритель зачастую не доходят до темы, а останавливаются лишь на снимаемой фактуре. Так выходит, что фотография становится не высказыванием об объекте — а иногда и шире, но лишь своеобразным воспроизведением этого объекта.

Если фотограф не усматривает за объектом темы, а зритель не разглядел в фотографии суждения или вопроса, интерес этих двоих может вызвать и просто объект съемки сам по себе. Раскрытие и распознание темы уступает место удовлетворению любопытства: «Надо ж, как!», хотя в высоких своих проявлениях сюжет кадра – лишь оболочка для темы, дверца для воображения.

Иногда даже знакомые объекты не дают понять, что именно происходит на фото – такие изображения предоставляют возможность различных интерпретаций. Скажем, птицы с фотографии выше – привязанные к носу лодки дары гребцам на Dragon Boat Festival в южном Китае, хотя для большинства зрителей это, очевидно, остается тайной. Тем лучше: вместо иллюстрации частного случая смотрящий почувствует очень общие вещи — движение, моментальность и странность происходящего.

Стоит ли что-то за сюжетом конкретного фото, или оно – как пустая скорлупка? К счастью, иногда темы раскрывают себя лишь впоследствии. И лучше уж фотография со скромной подписью «Москва, 2011», чем пустышка с названием в духе «Одиночество», наталкивающим на якобы существующую, но визуально не раскрытую – или хуже того, банальную тему. В конечном счете, изображение всегда дает нам выбор: считывать ли его как уже известный знак или придумывать новый.

PDF эссе в Digital Photo для скачивания:

Digital_Photo_Essays_On_Photography_The_Birds_by_Gordasevich

Метки: , ,

0 комментариев

Ваш комментарий

* – required