India_2008-2009_L_27_corr

Цепочка Шивы

На пристани в Омкарешваре – городе Шивы – паломники шумно переговаривались, то и дело кто-то ходил туда-сюда вдоль вытащенных на берег лодок. Сумерки всё сгущались, почти достигнув плотности масала-чая, и я медленно и медитативно снимал уходящий свет со штатива. Тени и светлые одежды паломников растворялись, и на пленке вечер постепенно превращался в сон.

Снято. Уже собирая камеру, в метре от себя вижу змею безумной красоты: переливаясь из патиновой зелени в красноватую полированную медь, она будто течет мимо времени. В ступоре я не успел даже испугаться, как она исчезла в темноте.

Напряженно вглядываясь под ноги, мы вернулись в Ganesh-guesthouse. Решив предупредить владельца о змее на берегу, среди людей, я рассказал ему об этой встрече. «Счастливый ты», — произнес мой собеседник. Мне трудно было с ним не согласиться: «Точно: ведь могла бы укусить». «Это не змея, — уточнил он. – Это цепочка Шивы. Знак удачи. Счастливый ты».

Я вспомнил: действительно, Шиву изображают со змеёй вокруг шеи, будто с цепочкой. И решил, что, при любом раскладе, я очень счастливый. И на всякий случай поблагодарил лорда Шиву.

Когда попадаешь в Индию, главное – не думать, что видимое – это и есть суть. Змея – это не змея, и человек – тоже не совсем человек, а всё вместе – проявление неких иных сущностей, мимо которых можно проскочить, не заметив их в сутолоке, пыли и смешении запахов. Чаще всего так и бывает: в непривычном мире мы делаем слишком скорые выводы и ошибочно судим по внешности, помещая неизвестное в сетку знакомых нам понятий.

Лорд Шива навёл меня на мысль, что хорошая фотография – та, где сюжет – лишь оболочка, за которой скрывается нечто большее. И, отбирая индийские кадры, я старался помнить про его цепочку.

Галерея «Индия, 2005-2009»

Метки: , ,

P5230357

На Главной и в Галереях используется музыка моих друзей — Алекса Ростоцкого и Марал Якшиевой — спасибо им за звук:

 

Главная —  Энтони Брэкстон (саксофон), Марал Якшиева (фортепиано), эпизод из альбома Improvisations. Duo. 2009

 

Галереи:

14 фрагментов Индии — Марал Якшиева, импровизация на стихи Рабиндраната Тагора «Жизнь»

Дневник из Пушкара — Алекс Ростоцкий, «Сон сфинкса»

Китай - Марал Якшиева (фортепиано), Бэби Зоммер (варган), импровизация

Белые ночи — Марал Якшиева, «Колыбельная»

Ночь в Ремедиосе — Алекс Ростоцкий, «Балет неоперившихся птенцов»

Гавана: портреты по дороге — Алекс Ростоцкий, «Сады Алькасара»

Куба, 2006 — Алекс Ростоцкий, «Прогулка с Мусоргским»

Самолеты макро — Improvising Trio: Michael Welch (percussion), Dough Mathews (bass), Maral Yakshieva (piano)

Хабаровск, портреты, 2011 — Алекс Ростоцкий, «Russian-Zulu»

Индия, 2005-2009 — Алекс Ростоцкий, Ganga (L. Subramaniam)

JAT_2166_s

Фотограф может «копать» внутрь других и внутрь себя. «Копать» внутрь других помогает – как один из вариантов — портрет, а внутрь себя – дневник. Если заняться тем и другим одновременно, может получиться странная смесь открытого и закрытого: того, что ты видел, и того, что мелькало в твоей голове по поводу увиденного.

«Дневник из Пушкара» снимался на одной из самых больших ярмарок верблюдов в мире, посреди толкучки индийцев и туристов.

Снимая портреты, я находился очень близко от людей и, не имея с ними общего языка, старался, чтобы наше общение проходило самым простым способом — через взгляд. В этот момент мне было важно отделиться от отвлекающей среды вместе с тем, кого я снимал, и уединиться в кадре.

Ведя дневник, или, точнее, scrapbook, я старался воссоздать среду в более контролируемой, но и более субъективной форме, и собирал все то визуальное, что отличает Индию: наклейки, открытки, рисунки, тексты на хинди, зарисовки по тантрам, старые бумаги, печати хной, брызги акриловых красок, охру пушкарской пустыни, рисунки важных в местной культуре животных, листья растений, наброски архитектуры и пространства города, почтовые марки, — и объединял все это на цветной бумаге своими бессвязными записками о том, что меня окружало.

«Дневник из Пушкара» в части портретов — попытка показать колоритных людей вне среды, обусловившей этот колорит, а в части scrapbook – показ наших представлений об этой среде, поверхностных, хотя и не менее ярких.

PDF публикации в Digital Photo для скачивания

Digital_Photo_the_Pushkar_Scrapbook_by_Gordasevich

Метки: , ,